Тощенко Жан Терентьевич
Член-корреспондент Российской академии наук,
Доктор философских наук, профессор, главный редактор Журнала РАН «Социологические исследования»,
Декан и зав. Кафедрой теории и истории социологии социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета
 
 
Главная страница
Список научных трудов
Публикации
Учебные дела
Биография
Контакты

Публикации

Чему учмить социолога и с чего начинать

Область: Социология

Дата: 10.07.2008 , Издательство: Наука хурнвл "Социологические иследования"См. Также журнал "Социология образования" 2010. №1.


 

  Ж.Т. ТОЩЕНКО  С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПОДГОТОВКУ СОЦИОЛОГА? (дискуссионные заметки о социологическом образовании) __________________________________________________________________ ТОЩЕНКО Жан Терентьевич – член-корреспондент РАН, декан социологического факультета РГГУ, главный редактор журнала «Социологические исследования». __________________________________________________________________ Два десятилетия назад в 1989г. началась государственная профессиональная подготовка социологов в Московском и Ленинградском (Санкт-Петербургском) университетах. Справедливости ради надо отметить, что их стали готовить в ряде университетов, начиная с 1960-х годов. Но в то время они выпускались под эгидой (маркой) философов, экономистов, историков, юристов. Эта мимикрия в значительной степени зависела, во-первых,  от того, что не была разрешена и не признавалась официально такая профессия как социолог, во-вторых, так как жизнь диктовала свои правила и требовала такого образования, несмотря на бесконечные дискуссии в Минвузе СССР,  их негласная подготовка зависела от того, на какой кафедре (или факультете) работал энтузиаст и поборник заботы об обучении специалистов данного профиля,  и насколько его поддерживали руководство вуза и мыслящие идеологические работники партийных комитетов. При открытии этих факультетов была осуществлена разработка проектов учебных планов и программ. Мне лично довелось участвовать в этой работе, ибо  я входил в группу по подготовке такого плана в МГУ наряду с профессором Князевым В.Н., в то время руководителем отделения прикладной социологии философского факультета МГУ, и профессором Дряхловым Н.И., одним из энтузиастов социологического образования. Могу заметить, что этот план в своей основе и до сих пор при некоторых модификациях составляет базовую часть государственных стандартов как первого, так и второго поколения. Но время неумолимо, и сегодня очевидно, что в подготовку специалистов-социологов надо вносить существенные коррективы, менять стратегию обучения. Обусловлено это, на мой взгляд, следующими причинами. Во-первых, существующие учебные планы отстают от потребностей жизни, недостаточно и слабо учитывают серьезные сдвиги, происшедшие в обществе, в том числе и изменения, которые предъявляются к нашей профессии. Все они были рассчитаны на другую эпоху, другие потребности. И если мы не реагируем на них, сталкиваемся с трудностями в работе со студентами, ибо они склонны сопоставлять преподаваемые им курсы с тем, какие требования предъявляют к ним нынешние и будущие работодатели, новая ситуация в развитии общества и государства. Во-вторых, сама практика работы социологов на различных участках в экономике, политике, в сфере культуры и образования показала недостаточность и определенную ущербность программ обучения, когда выпускникам приходится во многом доучиваться в процессе своей трудовой деятельности, компенсируя недостатки вузовской подготовки. Считаю, что специализации в рамках нашей профессии слабо отражают реальные потребности общества. В-третьих, ситуация обострилась в связи с уже утвержденным переходом нашей профессии на бакалавриат (как массовую профессию) и магистратуру (как подготовку специалистов для научной работы, преподавания и некоторых видов управления). Бакалавриат требует подготовки специалистов, исходя из принципиально иных позиций: нужно готовить их для практической работы таким образом, чтобы выпускники сразу включались в реальную жизнь, в реальную практику и умели разговаривать языком производственной, трудовой и повседневной жизни. От их требуется не просто знание определенных научных дефиниций, а такое знание, которое бы способствовало их включению в решение задач, волнующих данную организацию. Поэтому наши планы должны быть не просто «подлатаны», подправлены, улучшены, а серьезно и кардинально пересмотрены. Чему учить социолога Сначала я хотел бы поделиться некоторыми соображениями, основанными, как на накопленном опыте преподавания, с соображениями и мнениями коллег, с которыми мне в процессе работы в академическом журнале «Социологические исследования» приходится знакомиться по присылаемым в редакцию материалам. Первое и исходное положение – подготовка социолога должна базироваться на широком фундаменте всех социальных и гуманитарных наук. Иначе говоря, будущему социологу необходимо знать и философию, и историю, и экономику, и политологию, и культурологию, и право, и психологию (к сожалению, такого полного набора нет в предшествующих стандартах). Это не дань моде, а острая необходимость, потому что квалифицированный специалист призван обладать основами всех без исключения социальных и гуманитарных наук, образующих базу интеллектуального потенциала, разбираться во всем том богатстве, которое накоплено нашими коллегами по социально-гуманитарным дисциплинам, в их основных результатах и выводах, чтобы не множить глупости, не демонстрировать примитивный уровень. Чтобы не было перлов подобных «открытиям» (примеры беру из статей, присланных в редакцию), что «философ Гоббс жил в Х1Х веке», что «на Марсовом поле в Санкт-Петербурге похоронены участники Октябрьских боев» (некоторые утверждали, что там покоятся жертвы сталинских репрессий) (правильный ответ – похоронены жертвы февральской революции 1917г.), что «К.Маркс творчески развивал идеи Э.Дюркгейма», что «Столыпин выдвинул идею строительства Транссибирской магистрали», что «в древнекитайской армии имелись социологи» и т.п. Ясно, что отсутствие широкой гуманитарной базы порождает выскочек, верхоглядов, ограниченных людей, которые неминуемо станут предметом насмешек, а не уважения, а наука подвергнется дискредитации. Второе требование – это знакомство с основными положениями естественных наук, а также серьезная математическая подготовка. В современном мире нельзя быть полноценным специалистом, не зная математического аппарата в той степени и в таком ракурсе, который необходим для успешной работы. В этой связи хотелось бы напомнить слова Платона, начертанные им при входе в его Академию о том, что без знания математики невозможно постичь мир, объяснить его развитие, научиться мыслить. В нашем университете (РГГУ) мы практикуем следующий алгоритм изучения математики: на первом курсе реализуется курс «Введение в математику», в котором преподаватели обновляют знания части разделов школьной программы, необходимых для дальнейшего изучения математических дисциплин, таких, как «Дифференциальное и интегральное исчисление», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математическая логика», «Теория измерений» и других предметов, которые нам обеспечивает кафедра интеллектуальных систем, возглавляемая замечательным педагогом, философом и математиком профессором В.К.Финном. Как показывает практика, наши выпускники в дальнейшем не испытывают серьезных затруднений, когда приступают к работе, и где требуется, если не знание всех премудростей количественного анализа, то вполне внятное взаимодействие с математиком, обеспечивающем обработку социологической информации. Конечно, на этом пути мы встречаемся с чисто человеческими трудностями: ведь немало выпускников школ, идя на гуманитарную социологическую специальность, рассчитывают, что они навсегда распростились с математикой. Приходится много работать, чтобы убедить в вечно старой и вечно новой истине, что без математики (вернее, ее части) невозможно стать полноценным специалистом. Думаю, что и другие наши коллеги должны уделить внимание математике более значительное внимание. Иначе сама жизнь внесет коррективы, и это будет болезненнее, чем признать необходимость такого шага нам самим. Третья компонента – это усвоение комплекса дисциплин, которые касаются самой социологии. Это требование можно разделить на несколько частей или сформулировать несколько этапов (шагов) в постижении предмета. Первый шаг – теория, что предполагает усвоение того, что является ее объектом и предметом, функциями, генезисом идей. Принципиальной особенностью современной концепции социологии является трактовка ее объекта как гражданского общества и предмета социологии как общественного сознания и поведения людей в конкретно-исторических условиях. Социальная жизнь человека начинается с осознания окружающих его реалий, выработки установок и претворения их в жизнь с учетом объективных условий глобального и конкретного характера. Исходя из этого, объектом социологии является не общество вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а общество в его социально-человеческом обличье. И это положение – человек в обществе и общество для человека – разделяет все больше социологов. Именно это составляет суть социологии и позволяет уточнить представление о предмете социологии. Но требуется одно уточнение. С чего начинается человек в своем социальном облике? С сознания, со способности познавать и изучать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность, и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и мезо- и микросреды (опосредованное – житель города или деревни, и непосредственное окружение – член коллектива, конкретной организации). Это подтверждается и практикой конкретных исследований – предметом практически всех исследований в современной социологии стало изучение состояния и тенденций реального общественного сознания, реального поведения (деятельности) в условиях определенной социальной среды. Изучение этих феноменов – общественного сознания, поведения и среды, являясь предметом социологии, отражает ту реальность, из которой состоит социальная жизнь общества, всех ее субъектов – людей и образуемых ими классов, социальных групп и общностей, социальных сетей, организаций, институтов во всей сложности их взаимодействия и взаимосвязи. Без человека, без его социальной сущности нет общества. Без него все окружающая действительность превращается в груду железа в виде механизмов и станков, мертвых сооружений, в набор важных, но бесполезных орудий и предметов производства. Второй шаг в усвоении социологии — это ее методология и методики, т.е. такой уровень теоретического знания, который выражен на языке, позволяющем оперировать информацией посредством соответствующих индикаторов и показателей. Помимо методологии для социологии очень важны методы познания социальной реальности. И не только потому, что она этим серьезно отличается от других наук, а потому, что она предполагает использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических эмпирических способов познания. Строго говоря, социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности отдельными индивидами, социальными группами и слоями. Для этого она выработала конкретные приемы и инструменты, с помощью которых производится съем (сбор) информации с последующим ее анализом и интерпретацией. Реализацию этих целей призваны обеспечить курсы «Методология и методы социологических исследований». Кроме того, наши студенты пишут учебно-исследовательские проекты, которые являются своеобразным тренажом по подготовке будущих программ исследования. Короче говоря, этот компонент необходимого знания связан с умением студента подготовить программу социологического исследования, уметь выявить проблемную ситуацию, сформулировать цель, задачи и гипотезы исследования, предложить соответствующий инструментарий получения эмпирической информации. Следующий шаг в подготовке специалиста-социолога связан с усвоением генезиса идей в истории социологии. Ведь социология отражает качественный этап в истории человечества, когда общество предстало перед нами в человеческом измерении, когда не просто люди, а каждый человек становится субъектом исторического процесса (начало этому положили великие буржуазные революции). Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, всех без исключения людей во всех ипостасях их сознания и поведения, превращения в участников экономических, социальных, политических и культурных изменений. Конечно, этот процесс происходил постепенно, с трудом, со срывами и отступлениями, но несомненно, что человеческое измерение общества пробивало себе путь, что нашло отражение в постоянном научном поиске. Следует подчеркнуть, что этот этап в развитии социальной мысли не мог начаться вдруг, с открытого листа – предпосылки иного подхода к человеку и обществу созревали исподволь. Но этим предпосылкам надо отвести подобающее место, а не делать пещерных людей представителями социологии в период охоты на мамонтов или сбора урожая с ветвей дикорастущих плодовых деревьев. Поэтому методологическая подготовка крайне необходима, ибо без нее нет полноценного специалиста. На нашем опыте в РГГУ реализации этого требования подчинен обстоятельный (на полтора года) курс по истории зарубежной и отечественной социологии Еще один шаг – это конкретизация социологии как науки, реализация требования оперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни, что, прежде всего, находит отражение в состоянии общественного сознания, в различных формах и видах деятельности, в возможностях их проявления в конкретно-исторических условиях. Исходя из этого, для социологии важен анализ социальных проблем основных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. И соответственно, чтение таких крупных социологических курсов как экономическая и политическая социология, социология духовной и социальной жизни, И хотя отнесение отдельных проблем к той или иной сфере несколько условно, автор исходит из того, что является преобладающим при ее рассмотрении. Поэтому все исследования соотнесены с экономическими (экономическая социология), социальными (социология социальной жизни), политическими (политическая социология) и духовными процессами (социология духовной жизни). И наконец, заключительный шаг в усвоении социологических знаний, умении их применять – это анализ реальных, актуальных, острых, насущных конкретных проблем социальной жизни общества: будь то стимулирование труда, положение семьи, наркомания, деятельность политических партий, роль телевидения в духовной жизни общества, состояние и противоречия религиозного сознания и другие многочисленные вопросы, которые возникают в общественной жизни и которые требуют своего решения. Именно поэтому оправдано то, что объектом социологического анализа становятся многообразные и многочисленные явления общественной жизни. Этому отвечают и специальные социологические теории – социология молодежи, социология города, социология права, социология образования и т.д., а также конкретные процессы в нашей жизни – различные формы отклоняющегося поведения, новаторство в рыночных условиях, новые стратегии прогнозирования, миграция в ее этническом или профессиональном измерении и т.д. Это дает простор новым курсам, которые рождены творчеством того преподавательского коллектива, который присущ конкретному университету (учебному заведению). С чего начинать обучение социолога Сегодня знакомство с будущей профессией начинается обычно с курсов, которые в разных вузах имеют свое название. К примеру, «Введение в социологию», «Общая социология», «Основы социологии» и др. С их помощью студенты начинают постигать мир человековедения и человекознания. Ими мы закладываем основу успешного освоения будущей профессии. Но как они читаются? Что мы вкладываем в эти названия? И что имеем на самом деле? С какими вариантами на этом начальном исходном этапе мы встречаемся? Во-первых, в этих курсах весьма распространен социально-философский подход, когда студенты сначала знакомятся с такими понятиями как цивилизация, общество, его типы и формы, виды, история развития. Такой анализ волей – неволей игнорирует факт, что общество является объектом исследования не только социологии – на его изучение в равной мере претендуют и другие социальные и гуманитарные науки. Конечно, это необходимый компонент обучения, но не с него надо начинать изложение. Такой подход весьма далек от знакомства с реальной ситуацией будущей профессии. Во-вторых, в этих курсах большое внимание уделяют знакомству с историей социологии. Студенты узнают, кто стоял у истоков, кто внес те или иные идеи в эту науку. При этом нередко значительное место уделяется предтечам социологии, начиная с древних веков, что, на наш взгляд, отражает изложение истории социальной (а не социологической) мысли. Такой подход также вряд ли может быть признан правильным, ибо он повторяет в краткой форме специальный курс «История социологии», который читается позже, а главное он мало приближает к будущей практике. В-третьих, нередко этот курс после краткого введения начинают с анализа злободневных социальных проблем, оставляя за кадром вопрос о логике построения курса социологии, о ее понятийном аппарате. И наконец, существующие курсы носят некий просветительский характер. В его рамках говорят о современных требованиях к профессии социолога, о месте социологии в структуре социологического знания, об особенностях подготовки для будущей работы, о специфике обучения в данном университете. В чем состоит наша постановка вопроса – с чего надо начинать учить социолога? Предлагается принципиально новый подход к построению первоначального курса, который читается студентам, решившим стать профессионалами в этой области знаний. Ключевым в знакомстве с началами социологии является ее понятийный аппарат. Проблема последнего – это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершенность конструкции любой науки. Мы нередко об этом забываем. Начинаем изучать методологию, историю, различные специальные социологические теории, в которых студент сталкивается с понятиями, с которыми его ранее не знакомили. И преподаватели позднее, уже на старших курсах пытаются восполнить этот пробел и дополнительно к своим проблемам объяснять социологическую интерпретацию понятий, т.е. то, что студент должен знать как алфавит или таблицу умножения. Этих ошибок не было бы, если знакомство с дисциплиной начинать с объяснения эмпирических социологических понятий, а затем давать синтезирующие (обобщающие) и структурообразующие понятия и категории, такие как общность, социальный институт, социализация, стратификация и т.д. Исходя из этого, эмпирические понятия могут быть представлены через такие компоненты общественного сознания, как знание, потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, мнение, настроение и т.д., т.е с теми, с которыми встречается каждый социолог, проводящий исследования. Оперирование этими конкретными «носителями» сознания позволяет наполнить «кровью» и «плотью» многие понятия, которые позволяют затем представить социологическое знание на теоретическом и методологическом уровне. Для такого подхода социология использует все богатство научного знания о сознании вообще и общественном сознании, в частности, а также о реализации этого сознания в поведении (деятельности) и их роли в социальной жизни, о влиянии объективных условий и субъективных факторов на сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении индивида, отдельных микро- и макрогрупп (например, толпы). На основе уже имеющегося знания социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует понятийный аппарат (например, о компонентах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление об уровнях человеческой деятельности. К сожалению, нередко мои коллеги- преподаватели лукавят, когда говорят в теоретическом плане об обществе, а в прикладном – о компонентах сознания и поведении людей, не всегда давая студентам методы их познания. Поскольку при подготовке бакалавров особое значение приобретает практическая направленность будущей профессии, такой подход к понятийному аппарату позволяет будущему социологу оперативно включиться в реальную жизнь, говорить с заказчиком, потребителем и источником информации на вразумительном языке, сочетающим в себе научный и прикладной аспект. Мы являемся свидетелями того, как изменяется понятийный аппарат всех наук, в том числе и социологии, как он совершенствуется, обогащается, как существующие понятия наполняются новым содержанием, как появляются новые, которые существенно корректируют и уточняют наши представления об изучаемой реальности. Студент, решивший овладеть этой наукой, должен в совершенстве знать понятия социологии и в первую очередь, те из них, которые наиболее точно и отчетливо отражают его квалификацию и мастерство, необходимое для выполнения профессиональных обязанностей. Вот для чего необходимо знать именно те понятия, которыми оперирует не только наука, но и практика, т.е. говорить с ней тем языком, который понятен обществу, людям, с которыми мы работаем, тем представителям управления, которые оперируют со знанием людей, человека. Что это значит с точки зрения социологии? Мы не может спросить само общество – оно предстает перед нами информацией о человеке, его сознании, поведении, результатах деятельности. Изучение любой организации, любой социальной группы, любого явления и процесса начинается не с того, что мы «спрашиваем» этот процесс, явление или организацию как таковые, в конечном счете с информацией о них мы обращаемся в людям, которые составляют эти общественные феномены, сопоставляем с ранее имеющейся информацией (которая, кстати, тоже подготовлена людьми) и лишь на этой основе переходим к более широким обобщениям. Иначе говоря, если предмет социологии предстает перед нами как неразрывное единство сознания, поведения и условий окружающей среды, предлагается приступить к анализу тех понятий, которыми социолог пользуется в своей повседневной работе и которые образуют эмпирическую трактовку всех без исключения социальных процессов и явлений. А к ним, т.е. к тем, которые социолог использует в свой повседневной работе, относятся компоненты сознания, поведения (деятельности) и окружающей среды. Поясним нашу позицию. Курс «Основы социологии» («Введение в социологию», «Общая социология») начинается с краткого знакомства с генезисом идей социологии, определением объекта и предмета наук, ее уровней и структуры, функций и места в системе других наук. Затем мы приступаем к анализу тех компонентов, которые образуют социологическую структуру сознания, т.е. структуру ее элементарных понятий (знание, мнение, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.д.), не исключая анализ специфических форм сознания как идеология, социальное настроение, стереотипы и архетипы, а также деформаций сознания (аномия, фрустрация, парадоксы, отчуждение, и т.д.). Кроме того, в этой части дается представление о возможностях операционализации поведения (деятельности) и их различных проявлений. Наконец, этот раздел завершается эмпирической трактовкой условий окружающей среды, ибо сознание и поведение во многом зависят от внешних условий, представленных макро-, мезо- и микросредой. Данная структура исходит из того факта, что основная форма получения социологом информации – это статистические и социологические данные в самом широком смысле этого слова. Следующий раздел посвящен обобщающим, синтезирующим понятиям, которые формируются на более высоком уровне абстракции. Все они – социальные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальная структура, социальные институты и организации и т.д., являются синтезом комплекса элементарных понятий, являющихся не механическим, а новым уровнем принципиально иных логических конструкций. Далее следует анализ структурообразующих понятий, которые выходят еще на более высокий уровень абстракции – представления о сферах общественной жизни (такой подход коррелирует с выводами социальных философов), предусматривающий характеристику экономической, социальной, политической и духовной жизни, и соответственно компоненты каждой из этих сфер. Например, экономическая социология может быть представлена проблемами рынка, труда, занятости, города, деревни, демографии, миграции, экологии. Возможен учет и других компонентов экономической жизни – регионов, территорий, социальной инфраструктуры и т.д. Курс завершается анализом таких универсальных категорий- понятий как общество, цивилизация, формация. Возможна характеристика таких категорий-понятий как вселенная, ноосфера, человечество и т.д. В своей работе «Мир как органическое целое» русский философ Н.О.Лосский писал: «Сохранить и развить идею индивидуума можно только на почве органического мировоззрения в той его форме, которая примиряет индивидуализм с универсализмом, избегая крайностей в обоих направлениях». Идея, что человек в его социальном окружении, в реальности повседневных забот и намерений является объектом и предметом социологического анализа, разделяется многими социологами. И в этом отношении мы не находимся в стороне от мировой социологической мысли. Антропоцентрическая идея в социологии все больше и больше разделяется учеными во многих странах мира, что особенно ярко появляется в творчестве П.Штомпки, Э.Гидденса, А.Турена и др. Так, в творчестве П.Бергера выражена суть современной социологии - человек в обществе, и общество для человека, что ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. На наш взгляд, эти идеи в той или иной мере исповедуют и многие современные российские социологи – Н.И. Лапин. С.И. Григорьев, Ю.М.Резник и др. Именно эти знания о понятиях и категориях, о месте социологии среди других социальных наук и составляют суть тех дисциплин, которые по-разному называются в разных университетах («Введение в социологию», «Общая социология») и которые на наш взгляд, возможно объединить в «Основы социологии». Некоторые особенности подготовки социологов  Еще раз хотелось бы повторить требование – об органическом соединении (сплаве) научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. В рамках такого подхода можно было бы предлагать новые разработки, поиск новых подходов, приглашать коллег из других университетов, открывать мастер-классы. Так, например, лично я считаю, что, изучая сознание и поведение человека в обществе, мы исследуем его в контексте социальных общностей и групп, сознание и поведение которых приобретают социальные характеристики, имеют общественное значение, образуют устойчивые социальные процессы и явления. Именно убежденность в том, что в основе социологического знания лежит реальный анализ сознания и поведения людей и их зависимости от объективных условий, и образует ту парадигму, которую я называю социологией жизни. Нужно отметить еще одно важное методологическое и методическое требование. Несмотря на то, что все мы имеем свое мнение и свою приверженность к той или иной концепции, мы должны освещать и другие подходы, существующие в мировой и отечественной социологии. Но все же, если разобраться по существу, антропоцентрическая направленность все больше и больше пробивает себе дорогу среди других направлений социологической мысли. Это тем более важно, что в истории российской (русской, советской) социальной мысли всегда ярко и четко проявлялось внимание к человеку, личности, индивиду, вполне оправданно считая его воплощением социальности реальной жизни. Такое построение курса реализует еще одну важную функцию участия социологов в управленческом процессе – социологическая информация используется в процессе управления, вписана в механизм регулирования социальной жизни общества. Это особенно важно, когда мы преподаем социологию для других специальностей: для инженеров, для учителей, для специалистов сельского хозяйства и для других профессий, которым в своей деятельности приходится иметь дело с людьми, управлять ими, принимать решения, исходя не только из личных представлений о происходящем, но и из того, к чему тяготеет большинство людей как во всем обществе, так и в той организации, где работает управленец. Новому стандарту присущ еще один знаковый компонент, который я всей душой приветствую – это то положение, что только 50% бюджета учебного времени отводится федеральному компоненту, обязательному перечню дисциплин, который должен быть предложен всем без исключения, а остальное отводится университетской инициативе. Это замечательное решение, так как оно раскрывает возможности каждого университета, каждого конкретного коллектива вложить в процесс подготовки социологов свою специфику, свои предпочтения и свой ответ на потребности рынка труда. Следовательно, наши суждения по совершенствованию образования имеют двоякую нацеленность. Они направлены, во-первых, они направлены на уточнение сущностных основ учебного процесса будущих социологов, на совершенствование Госстандарта Министерства образования и науки и, во-вторых, (что особенно важно) – на студентов других специальностей, для которых социология преподается в виде общеобразовательной дисциплины, но которые в данном изложении могут узнать много полезного для своей будущей работы (например, для будущих инженеров – раздел «Экономическая социология»), для гуманитарных специальностей – раздел «Социология духовной жизни», для менеджеров и управленцев – раздел «Социология управления». И, наконец, данным построением курса устраняется одностороннее представление о профессии социолога. В самом расхожем представлении социолог – это «человек с анкетой», он обращается с ней к окружающим людям по месту работы, жительства, а то и просто на улице, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. Такой подход, с одной стороны, придает социологу имидж человека, который-де не теряет связи с реальностью (другое дело, как эти усилия оцениваются в обществе). С другой – нет ничего печальнее отождествлять социологию со сбором мнений по случайным (а нередко и глупым) вопросам, что дискредитирует ее как науку и низводит до некоего вспомогательного средства познания, да еще и такого, которым можно манипулировать. Преодолеть эту противоречивость призвана не только сама наука (при помощи монографий, учебников, статей, публикаций в СМИ), но и процесс ее преподавания, формы и методы обучения, которые, базируясь на научных знаниях, избирают определенную логику отбора материалов, определенную структуру их подачи, определенный алгоритм подготовки специалиста, начиная с первых его шагов в вузе и завершая получением им диплома. Вместе с тем, студенту, на наш взгляд, целесообразно дать представление о различных трактовках профессии социолога. И главное не противопоставлять их друг другу, хотя насчитывается их достаточно большое количество. Так, шведский социолог П. Монсон, сравнивает социолога с плаванием на «лодке на аллеях парка», предполагая сложный путь познания жизни и поведения людей. Американо-австрийский социолог П. Бергер, придавая значение роли социологии в проникновении в неизвестное, сравнивал социолога с разведчиком. Многие социологи, в том числе и отечественные, говоря о функциях социологии, считают, что социолог – это аналитик, соучастник управления, прогнозист. На наш взгляд, его лучше сравнить с социальным врачом, который проводит анализ и диагностику состояния тех или иных процессов и на этой основе делает выводы, а если необходимо и предложения, о том, как поступать в сложившейся ситуации. В заключение, хотелось бы довести до сведения читателей тот факт, что коллективом социологического факультета РГУ с участием коллег их других университетов подготовлен тематический словарь-справочник «Тезаурус социологии» /Под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009 487 с. Данное издание реализует две основные цели: научно-познавательную и учебно-методическую. Во-первых, даются описание и характеристика основополагающих понятий социологической науки, которые раскрывают ее содержание, назначение и функции и без которых невозможно представить полноценную деятельность социолога. Во-вторых, это учебное пособие, представляющей собой руководство как для практикующих социологов, так и для будущих специалистов, помогающее найти ответы на вопрос: какова созидательная ценность социологии, что должно стать основой повседневной и перспективной практической деятельности всех непосредственно занимающихся социологическими исследованиями, а также чему и как учить социолога. В приложении даются рекомендации по обеспечению курса «Основы социологии».    


назад

Тощенко Жан Терентьевич / персональный сайт © 2009
При использовании материалов с сайта ссылка на автора обязательна
Разработка сайта www.golovoed.ru
Rambler's Top100