Тощенко Жан Терентьевич
Член-корреспондент Российской академии наук,
Доктор философских наук, профессор, главный редактор Журнала РАН «Социологические исследования»,
Декан и зав. Кафедрой теории и истории социологии социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета
 
 
Главная страница
Список научных трудов
Публикации
Учебные дела
Биография
Контакты

Публикации

Духовно-нравственное единство и роль религии в его обеспечении

Область: Социология

Дата: 00.00.0000 , Издательство: Вестник РГГУ, № 2. Изд-во РГГУ.2011


 

        

                                               Ж.Тощенко, член-корреспондент РАН

                                              

Духовно-нравственное единство

и роль религий в его обеспечении

 

В современном мире одной из основных ценностей человечества, в важности и актуальности которой практически никто не сомневается, считается достижение духовно-нравственного единства человечества. И в реализации этой цели  видное, а иногда и решающее место (особенно по мнению иерархов церкви)  отводится  как мировым, так и национальным религиям, а также многочисленным конфессиям, которые, уповая на  традиции прошлого, настаивают  на своей особой роли в обеспечении этого единства. И это в принципе справедливо, так как то, что религия является одной из важнейших характеристик как мировой, так и национальных культур, мало у кого вызывает сомнение и возражение. Даже те, кто продолжает придерживаться атеистического восприятия мира, признают огромную роль религий в жизни людей, особенно что касается участия религиозных институтов в  духовно-нравственном воспитании населения. (См. например, Наумов, Слонов).

Поэтому вполне естественно, что если мы хотим добиться  и достичь духовно-нравственного единства, то  анализ роли религии, ее многочисленных конфессий просто необходим.

Но все ли благополучно в «датском королевстве»?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем более обстоятельно рассмотреть этот вопрос во всем его многообразии, во всей его многоаспектности. Тем более, что эта роль нередко абсолютизируется или изолируется от других жизненных процессов и явлений, по-разному трактуется и объясняется.

 

Уровень канонов и догм.

Если рассмотреть как формулируется и отстаивается всеми  конфессиями духовно- нравственное единство, то можно утверждать, что во всех основополагающих документах всех мировых религий, будь то Священное писание, Священное предание (у христиан), Коран и его отдельные толкования (у мусульман), учение Будды, зафиксированы практически одни и те же ценности человеческой жизни, человеческого общежития, человеческих взаимоотношений. Аналогичные или очень схожие утверждения содержаться и в национальных религиях -  в иудаизме (Талмуд), в  индуизме (Веды), в синтоизме,  в конфуцианстве, а также в догматике многочисленных ответвлений у этих религий –  во всех вариациях православия,  протестантизма, суннитов и шиитов (у мусульман), у разных интерпретациях буддизма. Содержатся эти же положения и в таких специфических вероучениях как даосизм (Китай), джайнизм (Индия), как в священной книге сикхов Ади Грантх.

Если за основу нашего анализа мы  возьмем, к примеру, Нагорную проповедь, то ее десять заповедей в том или ином выражении находит аналогичное или примерное, подобное выражение во всех основополагающих документах всех других религий и конфессий. Во всех этих документах содержаться установки на обеспечении достоинства человека, призывы  к исполнению долга, соблюдение чести, уважение к правилам жизни других людей и других народов, выполнение обязанностей по отношению к близким, воспитание ответственности, согласие внутри себя и с окружающим миром. Т.е. все эти  священные книги пронизывают одни и те же постулаты, которые отражают стремление к гармонии в человеческих взаимоотношениях и взаимную ответственность на всех уровнях общественной организации. В этой связи можно говорить лишь о некоторых особенностях в этих нравственных постулатах, которые отражают исторические особенности народов,  специфику традиций и обычаев, но которые по большому счету не противоречат общеутверждающим постулатам других вероисповеданий. Вот именно эти общие черты провозглашаются как  желаемое  духовно-нравственное единство народов всего мира, всех  религий. На наш взгляд, именно понимание этой общности, этого единства и породили экуменическое  движение в церковных взаимоотношениях, которое исходит из посылки, что есть единый Бог, но который через своих посланцев (Христа. Магомеда, Будды, Моисея и др.) предстает пред людьми в виде различных ипостасей.

Иначе говоря, на уровне религиозных учений, догм и канонов все обстоит достаточно благополучно, убедительно и может служить основой для утверждения основополагающих ценностей человечества, которые провозглашены в различных вариантах, но едины в основных устремлениях по устройству жизни на земле. Правда, следует отметить, что некоторые религиозно-экстремистские  толкователи этих вероучений (особенно в исламе) ставят под сомнение единство или похожесть этих духовно-нравственных установок, что служит им для оправдания  враждебных акций  вплоть до терроризма против представителей других конфессий.

Однако важно не только сам факт провозглашения данных постулатов. Не менее важно то, как эти установки реализуются? Но это уже другой вопрос. Рассмотрим реальную практику реализации провозглашенных нравственных правил поведения, соблюдения их в общественной  и личной жизни.

 

Иерархи церкви в деле реализаций духовно-нравственного единства.

Если мы рассмотрим официальные и неофициальные заявления и выступления иерархов любой религии, то однозначно утверждать, что подавляющее большинство из них ратует за достижение этого единства, хотят следовать ему, стараются внедрить в сознание народов желание жить в дружбе, укреплять их  доверие друг другу, призывают соблюдать общепринятые нравственные ориентиры. Все их выступления пронизаны сознанием ответственности возглавляемой ими конфессии. Об этом неоднократно говорили и Патриархи Московские и всея Руси, и все  Папы, и главы протестантских церквей,  и руководители многочисленных региональных, национальных и территориальных исламских образований.  То же самое можно сказать и о  буддистских лама, и о представителях конфуцианства. Необходимо отметить особенно позицию патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который отстаивает духовно-нравственное единство народов, считая его одним из основополагающих постулатов православия и соответственно важнейшим ведущим аспектом своей деятельности. В 2010г. он выступил инициатором встречи религиозных деятелей мира в Баку, на которой было достигнуто согласие о большей координации деятельности всех церквей во благо народов мира.

Но не все благополучно в этой области. Не все деятели церкви следуют не только священному писанию, но не прочь выступить с заявлениями, которые отнюдь не укрепляют не только единство церкви, но и не служат сплочению людей, их стремлению уважать друг друга, считаться друг с другом. Так в рамках православной церкви в Чукотской епархии ее глава однозначно выступил против позиции Патриархата, зафиксированной в решениях Священного синода, и стал проповедовать идеи русского экстремизма, выступать против контактов с другими религиями. Много скандального случилось и во Владимирской епархии в работе с детьми из-за особой позиции ее руководителей.

Не отстают в своих националистических и клерикальных заявлениях и ряд исламских религиозных деятелей. Так известен своей непримиримостью к другим религиям имам Урал и Сибири.

Большой скандал вызвало заявления главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, который выступил в конце 2010г. с экстремистскими размышлениями по поводу положения ислама в России.

Расходятся и заявления иерархов РПЦ с реальным отношением к политике, например, католической церкви. Когда Рим попытался образовать ряд новых аббатств  в России, папу обвинили в прозелитизме, в попытке захватить чужую каноническую территорию, хотя речь шла о реализации провозглашенного Московским патриархатом уважения к правам других церквей и вероисповеданий.

Не менее амбициозны заявления некоторых мусульманских религиозных деятелей о всемирном торжестве ислама в виде Всемирного халифата, о превращении всех жителей земли в своих сторонников, о расширении зон влияния. Эти деятели не ограничиваются декларациями – они мобилизуют  все силы, различных проповедников ислама, посылают их во все возможные территории, в том числе в те, которые до сих пор никаким образом не были затронуты влиянием или предрасположенностью к исламу. Именно со стороны мусульманских иерархов наиболее активно проводиться политика прозелитизма, попытка подчинить своему влиянию возможно большее количество территорий. Недаром реакцией на эту политику явлеятся появление таких произведений, название которых говорит само за себя «Мечеть Парижской богоматери».

 

Парадоксы и реальности конфессионального «единства» на уровне политики

Теперь посмотрим как реализуют это единство реализуется в реальности и с этой точки зрения посмотрим на то, что происходит в мире?

Сначала обратим внимание на подспудное, но незатухающее христианско-исламское противостояние. Во-первых, мы являемся свидетелями регулярно происходящих кровавых столкновений мусульман и христиан. Сейчас после 30-летней гражданской войны между христианским Югом и мусульманским Севером решается вопрос о разделении Судана на две страны, что позволит избежать дальнейшего кровопролития, унесшего по некоторым подсчетам 2 млн.жизней и породив более 4 млн. беженцев. И это кровавая схватка в своей основе имеет религиозное противостояние, которое усиливается и некоторыми экономическими причинами – кто будет владеть нефтеносными пограничными районами на границе этих двух конфессий.

 И это не единственное место противостояния между этими религиями – регулярно проходят такие схватки между  представителями этих двух мировых религий в Нигерии, на Филиппинах. Практически вытесненными и даже уничтоженными оказались христиане в Индонезии. Наступление на позиции и положение христиан произошли в Ливане, Ираке, Иране. Уже в 2011г. во время празднования Рождества Христова погибли 21 христианин в Египте и 68 человек  в Багдаде. (Полит.ру. 2011, 8 января). Именно противостояние между мусульманами и христианами (хотя там имеется и другой аспект)  привело к распаду Югославии, хотя по сути дела это была война внутри одного народа, но разделенного религиозными перегородками.

Не менее ожесточенные столкновения произошли и в известной степени продолжаются между исламом и индуизмом, носителями которых являются томилы и сенегальцы на Цейлоне, а также их взаимоотношения как внутри Индии, так и Пакистана..

Далеко до благополучия и внутри самих мировых религий. Если возьмем православие, но его состояние  также вызывает массу вопросов. Запутанность политики Патриарха Константинопольского и Московского патриархата привела к противостоянию православных церквей в Эстонии, одна их которых остается в рамках Московского патриархата, другая – под юрисдикцией Константинополя, хотя и в этом противостоянии  официальная позиция этих церквей прямо связана с решением политических задач – эстонская православная церковь под эгидой Константинополя прямо и непосредственно выполняет задание существующей ныне эстонской власти. Подобная ситуация сложилась и православной церкви в Молдавии: к аналогичному противостоянию добавилась православная церковь Румынского патриархата.(Мельников,  2010)

Но верхом абсурда (продиктованного политическим соображениями в купе с амбициозными) является ситуация на Украине, в которой существуют четыре православных церкви (если считать греко-римскую), и  которые постоянно воюют между собой за знаки внимания власти, за собственность, за причастность к решению тех или иных  государственно-конфессиональных проблем. Причем, в этой борьбе присутствуют самые различные методы противостояния, которые отнюдь не добавляют доблести каждой этой ветви христианства. А главное далеки от решения задач достижения духовно-нравственного единства, ведут к противостоянию одних групп верущих против других, вовлекая в эту абсурдную позицию и другие социальные группы..

Аналогичные процессы происходят и в исламе. До сих продолжаются непримиримые столкновения вплоть до массовых убийств суннитов и шиитов, что с особой остротой и  наглядно проявилось на Ближнем Востоке, особенно в Ираке. Немалый вклад в дело разобщенности народов вносит такое течение в исламе как ваххабизм, одно из воинствующих религиозных его проявлений. Ваххабизм стал основой для  многих актов терроризма, национальной вражды и противостояния на религиозной основе и в России, особенно на Северном Кавказе.  Ваххабисты борются не только против  неверных (кафиров, мунафиков, гяуров) в их понимании (т.е. причастных к другой религии), они обвиняют в неверности исламу и представителей так называемого народного, традиционного  ислама, который получил большое распространение в республиках бывшего Советского Союза и Российской Федерации.  Их религиозная нетерпимость привела к массовым убийствам не только рядовых единоверцев, но и имамов и других иерархов мусульманской религии. Но тем не менее, как показывают социологические исследования. Претензии и даже бунт против носителей традиционного ислама  является протестом против традиционного ислама, который в прошлом поддерживал советскую власть, а теперь рыночные отношения (Абдулагатов, 2006; Курбанов, 2004. с. 51-58)

 

 

Служат ли современные религиозно-государственные отношения делу  укрепления и поддержки духовно-нравственного единства?

Взаимодействие государства и религии в современную эпоху приобрело особенную форму, когда  государственные деятели в поисках выхода из идеологического вакуума или устаревания обветшавших  национальных идей стали искать помощи у церкви во всех ее ипостасях. И хотя большинство стран объявили себя светскими государствами,  стремление государственной бюрократии опереться на церковь приобрело не всегда понятные, искаженные и даже гипотрофированные формы. Особенно это наглядно проявилось в жизни постсоветских стран, которые пошли на самые различные меры по привлечению религии для укрепления и оправдания выстроенной ими политической власти. Так, в Грузии православие официально объявлено государственной религией. Фактически равноправным участником политических решений  стали мусульманские священнослужители в Узбекистане. В Азербайджане, частично в Таджикистане и Казахстане осуществляются меры по клерикализации общества. Не однозначны и акции российской  власти. Так, «Единой Россией» православие объявлено нравственной основой модернизации. Идет весьма спорная и опасная игра с решением проблем обучения в школе азам религиозных учений. Введение института священнослужителей в армии, непонятные даже большинству людей безвозмездная передача огромной собственности, среди чего вызывает некорректное решение о  бывшем церковном имуществе в виде музеев, библиотек,  хранилищ.  После некоторого перерыва православная церковь снята запрет с участия служителей культа в политических выборах. До сих пор многим людям непонятно, почему в официальном гимне России упоминается Бог?

Причем, приоритет и предпочтение  в этой официальной позиции государства явно отдается православию, что не может вызвать протеста  со стороны других конфессий, которые видят в этих актах нарушение права совести и прав всех существующих и зарегистрированных религиозных культов. Регулярно  можно слышать рассуждения, в том числе и от иерархов церкви, что, мол, религия не может быть отделена от общества. Но в этих акциях по существу идет речь не о взаимоотношениях с обществом, а о взаимоотношениях церкви и государства. Вот почему можно слышать выводы о клерикализации государства и даже о возрождении такого феномена как теократия. (См. подробнее см. Тощенко, 2008).

Все это позволяет сделать вывод, говоря словами Р.Силантьева,  что «в национальной, миграционной и религиозной политике за последние годы мы зачастую использовали самые провальные наработки  западных либералов, что  привело к резкому ухудшению ситуации в этой сфере» (Силантьев, 2010)

 

Межличностный уровень конфессионального духовно-нравственного единства

Результирующим показателем этого единства, на наш взгляд, может быть только характеристика нашей повседневной жизни, выражением неотъемлемой части нашего практически функционирующего сознания.  Иначе говоря, стало ли понимание и представление о конфессиональном единстве приемлемой чертой для сознания и поведения большинства населения?

Для этого сначала надо ответить на вопрос – а какое место занимает религия в жизни человека, доверяет ли он ей в своем отношении к миру. То, что регистрируют многочисленные социологические исследования, о том, что примерно 80% опрошенных людей считают себя првославными. Около 10% - мусульманами, говорит скорее не о приверженности к религии, сколько  о принадлежности к своему народу, своей национальной культуре, к традициям и обычаям, которые связаны с религиозными канонами, но далеко не сводятся к ним.. По данным В.К.Левашова в 2008г доверяли церкви 46% (по данным Левада-Центра – 48%), мало доверяли или не доверяли соответственно - 23 и 31 %. При этом, даже поддержка религии не может однозначно трактоваться как истинная религиозность, ибо только 36%, по данным Левада-Центра, не испытывали никаких сомнений, что Бог существует.  Об этом говорит и тот факт, что у попыток превращения православия в базу, основу  имеются серьезные аргументы, отражающими объективную реальность. Даже по официальным данным православной керкви,

 Если при советской власти в 1989г было 4% воцерквленных (5млн), то в 2005г. это показатель составил 8,5% (9,5 млн.).(Православие и мир, 2006, 9 ноября).  Иначе говоря, база для того, чтобы сделать православие всеохватывающей идеологией, достаточно сомнительна. В этих условиях строить духовно-нравственное единство только на основе религии никак не получается. Требуются и другие скрепы, которые возникли в истории человечества и достаточно эффектно функционируют в виде науки, светское образование, профессиональная деятельность и конечно, нравственная вершина  современных обществ - укоренная светская этика и мораль, которые, не противореча религиозным догам, существуют и поддерживаются самостоятельно.

Общественное сознание чутко реагирует на состояние межрелигиозных отношений, на возможность конфликта и обострения ситуации на религиозной почве. Об этом красноречиво говорят и данные социологических исследований, которые отнюдь не благодушны к их современному состоянию (см. табл).

 

Таблица

Возможны ли в настоящее время в России массовые кровопролитные столкновения на национальной почве?

(в % к числу ответивших; N=1600).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привеело на пользу или во вред России?определить свое от Варианты оценок

Июль 2002

Июль 2007

Окт. 2008

Определенно да

Скорее да

Скорее нет

Определенно нет

Затруднились ответить

12

37

30

12

10

13

37

32

8

10

10

29

32

18

10

             

Источник: Общественное мнение-2008. М.: Левада-центр. 2008. С. 123.

 

Анализ реальности показывает, в общественном сознании присутствует серьезная тревога по поводу возможного обострения этих отношений, которые в России тесно и неразрывно связаны с конфессиональными. Поэтому анализ этих отношений во многом можно приравнять к тем, которые затрагивают религиозную жизнь народов нашей страны.

Постоянно возникающие социально-экономические проблемы провоцируют людей искать виновных, особенно  в том случае, если это сказывается в личной, повседневной жизни. Наряду с претензиями к собственникам, к федеральной, региональной и местной власти, часть людей слоны искать врагов в мигрантах, в представителях другой нации, в инаковерующих. Так на вопрос о тех людях, виноваты ли в ваших бедах люди «нерусских» национальностей, определенно «нет» сказали только 25%, при 30% сказавших «да» и при 16% затруднившихся ответить. (Общественное мнение, с.124)

Это подспудно созревающее или созревшее недоверие и враждебность достаточно регулярно проявляется в таких акциях как  возражение и даже противоправные действия представителей одной религии против другой. До сих пор не затихает спор о месте строительства соборной мечети в Москве, когда  решение московской власти не было согласовано с мнением людей, живущих на месте предполагаемого строительства. Аналогичные акты противостояния против строительства православной церкви произошли несколько лет назад в Набережных Челнах. Подобные акты состоялись и в других городах Северного Кавказа,  а также в некоторых русских городах как Санкт-Петербург.

 Противостояние другой религии присуще  практически всем религиям, но особенно опасным оно становиться тогда, когда реализуется призыв осуществлять свои цели посредством насилия, вплоть до террористических актов. Это стало характерным, например, для людей,  которые стали на позиции ваххабизма: они не только активно участвуют в пропаганде непримиримости ко всем, кто не разделяет их взгляды, но и призывают к насильственным действиям к тем, кто противостоит или не поддерживает их. В феврале 2007г на сайте сепаратистов «Кавказ-центр» было опубликовано очередное обращение  джамаата «Шариат» (Дагестан),  в котором говориться, что «к лету, у кафиров будет гореть земля… из трупы сотнями рассылаются по городам и селам» (Муслимов, Нурилова. 2919. с.28). Подобные  изречения не так уж редки и среди других радикальных высказываний, которые служат почвой для экстремизма и терроризма во многих странах мира, в том числе и в России, и в странах Средней Азии, и в республиках Южного и Северного Кавказа. Именно такие установки  «дозволяют брать себе имущество «неверных», насиловать женщин, продавать им наркотики» (Силантьев Р. //Известия, 2010, 22 ноября). Не могут настораживать и такие акции православных экстремистов, которые устраивают демонстрации под лозунгом «Православие или смерть» (Newsinfo. 2010. 18.11).

В то же время монополизация роли и значения религий приводит к тому, что реальная жизнь далека от  необходимости уповать на помощь и участие религии. Ведь достаточно привести такие общеизвестные данные. С одной стороны, говорят (и даже приводят соответствующие данные) о том, что все большее количество людей объявили себя причастными к религии. С другой стороны, не уменьшается рост преступлений, наркозависимых, алкоголиков, нарушителей других общественных норм и требований. Это вывод – не обвинение церкви и ее служителей – это признание того факта, что в решении этого вопроса  должны участвовать  и другие организации

Все это позволяет утверждать, что на уровне общественного,  группового и индивидуального сознания далеко не все благополучно, что в реальности далеко от того духовно-нравственного единства, которое пытаются монополизировать  иерархи разных конфессий. Опасно это и тем, что государственные деятели, чиновники бездумно поддерживают эту установку, вместо того, чтобы определить действительную роль церкви в достижении этой цели и вкупе с ней поддержать и другие  организации и движения гражданского общества, которые не в меньшей мере могут внести свой вклад в достижении социальной справедливости, поддержании уважения и добрососедства между разными религиями и конфессиями.

 

 

Литература

Абдулагатов З,М. Проблемы и тенденции становления современных государственно-конфессиональных  отношений в России (на пример православия и ислама) Махачкала, 2006.

Курбанов Р., «Расползание»  джихада: первичные факторы и масштабы радикализации  ислама  на Северном Кавказе //Центральная Азия и Кавказ. 2004. №6 (36), с. 51-58.

Мельников А. На окраинах церковной империи //НГ-религии. 2010, 7 июля.

Муслимов С.Ш., Нурилова А.З. Проблема изучения религиозно-политического экстремизма в Дагестане: конкретно-социологический аспект // Известия вузов Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2010, № 4

 Общественное мнение-2008. М.: Левада-центр. 2008. С. 123.

Наумов С.Ю., Слонов Н.Н. От атеистического госудасртва – к светскому // свободная мысль, 2009, №9.

Полит.ру. 2011, 8 января

Православие и мир, 2006, 9 ноября

Силантьев Р. Мультикультурализм обеспечит сильное православное государство //Известия, 2010,  23 ноября).

Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность. М., 2008.

Чернышов Д. Православный идеал как разновидность псевдонациолнального идеала для России //Левая политика. 2010, №12.

Newsinfo. 2010. 18.11

 

 


назад

Тощенко Жан Терентьевич / персональный сайт © 2009
При использовании материалов с сайта ссылка на автора обязательна
Разработка сайта www.golovoed.ru
Rambler's Top100